МемуаристЪ. История для мудрых

Почему истребители Сталина зимой летали хуже

Знаменитый авиационный конструктор Яковлев вспоминал как однажды пришлось не на шутку сцепиться с высокими военными чинами на приеме у товарища Сталина. Причиной претензий к авиаконструктора стала, как водится, нежданно нагрянувшая зима.

На совещании в наркомате на Яковлева сразу же обрушились с жестокой критикой. От военных посыпались обвинения в плохой работе и чуть ли не во вредительстве. Сталин внимательно наблюдал как будет обороняться известный конструктор.

Речь шла о новом советском истребителе, получившем название Як-1. В требованиях ВВС на разработку этой машины были установлены точные тактико-технические параметры будущей машины: скорость, потолок высоты, полетное время на одной заправке.

Военные чувствовали себя уверенно - их требования превосходили возможности самолетов ведущих западных держав. А по итогам государственных испытаний КБ Яковлева отчиталось, что задание военных выполнено - машина заявленным требованиям полностью соответствует.

А вот на войсковых испытаниях новых истребителей неожиданно выяснилось, что машины "недобирают" в скорости и потолке и довольно сильно. Налицо - обман партии и вредительство!

Как же так - германские Мессера и Хенкели бьют по характеристикам наши, советские машины? И при этом КБ имеет наглость отчитываться о выполнении задания!

Яковлев спокойно выслушал нападавших на него генералов, повернулся к товарищу Сталину и спросил:

- Разрешите вопрос, товарищ Сталин.

- Спрашивайте, товарищ Яковлев.

- Когда наши военные начнут чистить аэродромы от снега, как это делают в Германии?

Военные смущенно замолчали. Конструктор попал не в бровь, а в глаз. Действительно, проблема с заниженными ТТХ наших истребителей росла из зимних снегопадов.

Яковлев доложил, что замеры немецких истребителей делались на расчищенных аэродромах. Самолеты взлетали как обычно, с колесными шасси, которые полностью убирались в полете.

Наши же военные требовали от конструкторов создания универсальных машин. Самолетов, способных взлетать с неподготовленных аэродромов, прямо со слегка прикатанных снежных сугробов.

Решение было найдено - на колесное шасси истребителя монтировались временные зимние лыжи. Это позволяло взлетать прямо со снега, но выявились и проблемы.

Полностью убрать такие шасси было невозможно. На высоких скоростях набегающий поток воздуха отжимал лыжи от корпуса, ломал кронштейны, начиналось разрушительное биение лыжи о фюзеляж.

Приходилось летать с неубранными лыжами. Самолеты вели себя в воздухе прилично, но аэродинамика машины довольно сильно нагружалась.

Большая парусность лыж создавала нежелательные турбулентные завихрения. Разумеется, скорость и маневренность самолета из-за этого падала.

Яковлев предложил провести повторные испытания нашего Яка - в колесном варианте. Они подтвердят высокие летные характеристики нашей машины и ее преимущество перед немецкими разработками.

Сталин обратился к маршалу Кулику:

- Верно говорит конструктор. Сможете обеспечить зимой расчистку военных аэродромов?

Боевой маршал развел руками и промолчал. Вождь повернулся к конструктору и сказал:

- Есть вещи, товарищ Яковлев, которые даже ЦК не одолеть. Например, русская зима. Или русские военные. Придется Вам доработать вариант с лыжами!

Конструкторам пришлось потрудиться, но в итоге проблема зимних полетов была решена. Усовершенствованные лыжные шасси позволяли нашим истребителям взлетать и садиться зимой практически в любом поле. В ходе войны это оказалось очень ценным преимуществом.

#Интересное

(с) МемуаристЪ. История для мудрых, http://yarbush.ru


Следующая страница...


Ютуб    Инстаграм