МемуаристЪ. История для мудрых

Сталин, штурмовик Ил-2 и вредители

Судьба знаменитого оружия Победы, могучего самолета-штурмовика Ил-2 складывалась непросто. Если бы не личное вмешательство товарища Сталина фронт мог бы так и не получить отличную боевую машину.

Конструктор Ильюшин создал опытные образцы нового самолета незадолго до войны. Первоначально самолет задумывался и разрабатывался в двухместном варианте.

Пилот вел машину и управлял мощным пушечным вооружением для стрельбы по курсу самолета. Чтобы защищать штурмовик от вражеских истребителей сзади была устроена кабина стрелка-радиста с пулеметной установкой.

В январе 1940 года опытная машина успешно прошла государственные испытания, была высоко оценена боевыми летчиками и... оказалась совершенно невостребованной военными. По неясным причинам заказчики ссылались то на низкую маневренность, то на недостаточно мощную броню и хода самолету не давали.

Конструктор почти год обивал пороги наркомата, но так ничего и не добился. Отчаявшийся Ильюшин пишет разгромное письмо в ЦК, товарищу Сталину лично. Приглашение в Кремль пришло в течение нескольких дней.

Сталин в подробностях выслушал разъяснения конструктора и дал распоряжение немедленно пустить самолет в серию для поставок в действующие части. В условиях штурмовой работы машина была запущена и первые два серийных борта были выпущены уже к марту 1941 года.

Недоброжелатели Ильюшина не угомонились. Большие чины из ВВС принудили конструктора изменить схему штурмовика - ликвидировать кабину стрелка-радиста.

По мнению военных, убрав вторую кабину и пулеметную установку, они делают самолет легче и маневреннее. Кроме того, несколько увеличится скорость и потолок полета машины.

Как ни настаивал конструктор о сохранении первоначальной компоновки - военные оказались сильнее. Как водится, война внесла свои коррективы.

Германские летчики очень быстро обнаружили, что мощный штурмовик совершено беззащитен сверху и сзади. Фашистские истребители принялись массово сбивать одиночные штурмовики, которые не могли выстроиться в оборонительный круг и прикрывать друг друга.

В феврале 1942 года конструктора вызвали к вождю вместе с наркомом. Сталин с порога махнул рукой Ильюшину и сказал:

- Вынужден признать, товарищ Ильюшин, правота за Вами!

- Что такое, товарищ Сталин?

- Вы дали армии отличный двухместный штурмовик. А некоторые безответственные товарищи превратили его в одноместный. Истребителей на фронте не хватает, а без их прикрытия штурмовики сильно страдают от вражеского огня.

Верховный дал указание как можно скорее вернуться к двухместной схеме. Но с непременным условием:

- Нельзя ни на месяц допустить снижение выпуска самолетов. Фронту эти машины нужны как воздух!

Ильюшин сказал, что добиться сохранения темпов при замене машины на производстве будет сложновато. Все-таки это будет достаточно сильно отличающаяся машина, придется переналаживать оборудование, изменять техпроцесс.

- Сложновато с немцами без самолетов воевать, - сурово сказал Сталин, - а свои производственные дела решайте как хотите, хоть на голову директоров ставьте, но выпуск дайте!

Конструктор попросил три дня "на подумать". Ровно через три дня у подъезда Ильюшина стоял автомобиль с шофером Сталина.

Конструктор приехал прямо с чертежами и принялся показывать вождю какой способ удалось найти. Возвращать изначальную двухместную схему было невозможно, слишком многое пришлось бы переделывать.

Поэтому Ильюшин доработал одноместную машину с минимальными изменениями. Вторая кабина и пулеметная установка монтировалась в одноместный штурмовик. Первая такая машина была выпущена уже первого марта.

Двухместный вариант Ил-2 сразу же показал себя в боях намного лучше. Прикрытая пулеметным огнем машина оказалась на редкость зубастой. Потери штурмовиков снизились решающим образом.

Поздравляя конструктора с успешным запуском двухместной машины, товарищ Сталин сказал:

- Что с военных взять, товарищ Ильюшин! Так во всем мире, всегда держатся за старину, воюют по привычным лекалам. Но и Вы тоже недоработали, не настояли на правильной компоновке самолета с самого начала!

- Что же я мог сделать, товарищ Сталин, я один, а против целый наркомат!

- Так что же, позволить недалеким людям или даже врагам - вредить? Э, нет! Советский конструктор должен быть не таков. Они Вас в дверь - Вы в окно. Только так победим!

По результатам разбора истории со "штурмовиком Ильюшина" был выявлен и наказан ряд работников наркомата и представителей армейского заказчика. Отнюдь не все из них оказались недотепами, некоторые тормозили перспективный советский штурмовик вполне сознательно.

#Интересное

(с) МемуаристЪ. История для мудрых, http://yarbush.ru


Следующая страница...


Ютуб    Инстаграм